86-773-5817255
peterwang89@vip.sina.com
выбранные туры
  • From $2014Тур По Китаю на Велосипеде Гонконг-Куньмин-Дали-Лицзян-Ущелье Прыгающего Тигра-Чжун Диан-Куньмин Гуйлинь-Лонгшень -Гуйлинь-Ханчжоу-Сучжоу-Шанхай-Пекин
  • From $2653Уникальная Экскурсия по Китаю Шанхай-Гуйлинь-Лонгшень-Гуйлинь-Яншо-Гуйлинь-Сиань-Куньмин-Дали-Лицзян-Чжундянь(Шангри-ла)-Куньмин-Чэнду-Цзючжайгоу-Чэнду-Линьчжи-Боми-Нган-цо(Ranwu)-Боми-Байи-Басум Цо-Лхаса-Намцо-Лхаса-Пекин
  • From $1380Любители Китайских Кухни и Гурманов Пекин-Наньцзин-Янчжоу-Наньцзин-Шанхай-Гора Хуаншань-Чэнду-Гуйлинь-Яншо-Гуйлинь-Гуанчжоу-Гонконг
  • From $1291Культурное Открытие Меньшинства Пекин-Куньмин-Дали-Лицзян-Чжундянь(Шангри-ла)-Куньмин-Гуйлинь-Лонгшень-Гуйлинь-Яншо-Гуйлинь-Гонконг
  • From $2256Незабываемый медовый месяц Пекин-Шанхай-Сучжоу-Ханчжоу-Сиань-Куньмин-Дали-Лицзян-Чжундянь(Шангри-ла)-Куньмин-Гуйлинь-Яншо-Гуйлинь-Санья-Гонконг
Китайское Искусство

 

ИСКУССТВО

В отличие от культуры древнего Египта, Индии и Вавилона, китайское искусство не прерывалось я от самых своих истоков и до сегодняшнего дня находится в постоянном развитии. В Китае представлены все виды искусства, оно отличается разнообразием форм, широтой и глубиной «вата. Войдя в храм китайского искусства, вы отправляетесь в волшебное путешествие в мир каллиграфии, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, танца, театра, кино, декоративно- прикладного и народного искусства.

 

Каллиграфия


Умение красиво выводить кистью иероглифы считается в Китае свидетельством высокой культуры.


Китайская каллиграфия основывается на структуре иероглифов. Проникая в сокровенный смысл слов, которые обозначаются иероглифами, каллиграф кистью и тушью создает произведение, отражающее его неповторимую индивидуальность и стиль. Исторически каллиграфия и иероглифика тесно связаны между собой, начиная с гадательных надписей на черепашьих панцирях и костях животных «цзягувэнь» и кончая современными упрощенными иероглифическими знаками: история китайскойкаллиграфии столь же долгая, как и история письменности. Стили написания и эстетическое восприятие иероглифов непрерывно изменялись, одна за другой возникали различные направления и школы, демонстрируя очарование и жизненную силу искусства каллиграфии.

 


В эпоху Шан (около 1600— 1046 гг. до н.э.). затем в период Воюющих царств (475 — 221 гг. до н.э.) и в эпоху Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в арсенал каллиграфов вошли сначала тушь, затем кисть, бумага и тушечница. которые впоследствии получили название «четыре драгоценности кабинета ученого». Самое острие кисти обычно делали из шерсти хорька или колонка, что обеспечивало упругость, а кончик обертывали козьей шерстью — мягкой, хорошо впитывающей тушь,


таким образом выписываемые иероглифы получались энергичными и насыщенными: тушь должна была расходиться по бумаге так. чтобы всякий раз получались линии неповторимых очертаний. Так создавалась основа для развития каллиграфии.

 

Древнекитайский стиль каллиграфии был строгим и сдержанным, он соответствовал духу принятых в то время торжественных ритуалов и сопровождавшей их величественной музыке. В эпоху Цинь (221 — 207 гг. до н.э.) был распространен «уставной» стиль «чжуаньшу». иероглифы были очень сложными, но их структура отличалась четкостью, что в какой-то мере отражаю приверженность Циньской династии к порядку и гармонии. С началом использования «официального» стиля «лишу» в эпоху Цинь и затем Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) иероглифы стали упрощаться и писаться спокойнее и мягче, тонкие линии произвольно чередовались с крупными. Это давало каллиграфам простор для творчества, вело к появлению новых стилей.

 

Общепризнанным мастером искусства каллиграфии был Ван Сичжи (303 — 361 гг.). Его почтительно называли «святым каллиграфом». Структура иероглифов в его исполнении отличается сжатостью, черты сравнительно узкие. Иероглифы как бы парят в воздухе, они пронизаны духом учености. Ван Сичжи использовал такие стили, как «образцовое (регулярное) письмо» — «кайшу». а также «небрежное» («травяное») письмо «цаошу» — особого рода скоропись, когда черты иероглифа пишутся словно слитно одна с другой и кисть почти не отрывается от бумаги. Но главной его стихией была «ходовая» полускоропись «синшу» (еще называемая «бегущей рукой»), во многом основанная на импровизации. Именно этим стилем он написал «Предисловие к стихам из Орхидеевой беседки» («Ланьтин сюй»). которое считается непревзойденным образцом китайской каллиграфии. По преданию, как-то Ван Сичжи сделал надпись на деревянной доске для гравюры, и резчики по дереву обнаружили, что тушь просочилась на глубину трех фэней (около одного сантиметра). Отсюда пошел устойчивый оборот речи «проникнуть в дерево на три фэня». то есть добраться до самой сути.

 

В эпоху Тан наиболее распространенным был стиль «кайшу» (официально используемый, образцовый), а также «небрежная» скоропись «цаошу». Тогда искусство каллиграфии вступило в пору расцвета, появилось большое количество школ, были созданы замечательные произведения. Наиболее выдающимся мастером того времени был Янь Чжэньцин (709 — 785 гг.). Его стиль выделялся раскованностью, сочностью линий. Произведения этого автора отличались от других таким своеобразием и новизной, что. по общему признанию, уступали лишь шедеврам великого мастера каллиграфии Ван Сичжи.

 

С эпохи Сун (960 — 1276 гг.) и до эпохи Цин (1636 — 1911 гг.) большинство каллиграфов использовали стили «лишу» (деловое письмо), полукурсив «синшу» (бегущая рука), «кайшу» (образцовое письмо) и «цаошу» (небрежное письмо). Многие мастера на основе этих классических направлений вырабатывали свои стили, отвечающие их эстетическим вкусам, и каллиграфия превратилась в искусство, отражающее авторскую индивидуальность.

 

Искусство гравировки печатей является близкой к каллиграфии и в тоже же время относительно самостоятельной формой традиционного китайского искусства. Для изготовления печатей иероглифы отливались или вырезались на бронзе (в древности ее называли «металлом»), камне и нефрите, поэтому это искусство еще называлось «искусство металла и камня». Периодами процветания китайского искусства печати были эпоха Воюющих царств, эпохи Цинь и Хань. Вэй и Цзинь (т. е. в общей сложности время с 475 г. до н.э до 420 г. н.э.). а также время правления династий Мин и Цин (с 1368 г. по 1911 г.). Как и каллиграфия, искусство печати породило великое множество школ. Из-за отличий в эстетических вкусах и технике гравирования мастера вырезали на печати разные по форме иероглифы, одни с тонкими и твердыми чертами, другие — с плавными и сочными линиями. Верхняя часть печати, служащая рукоятью, рассматривалась как миниатюрная скульптура: ажурно вырезанное изображение усиливало эстетическое впечатление, которое производил сам внешний вид печати. В Китае печати расценивались как важное свидетельство, удостоверяющее личность, и степень доверия к ним была зачастую даже выше, нежели к личной подписи. А печати, которые коллекционеры ставили на произведения каллиграфии и живописи, оценивая их достоинства, служили важным доказательством при последующем изучении истории передачи этих работ из рук одних коллекционеров в руки других, а также при определении времени их создания.

 

Современные письменные принадлежности постепенно заменили кисть, иероглифы стали писать в упрошенной форме, однако китайцы по-прежнему прибегают к занятиям каллиграфией и гравировке печатей с целью самосовершенствования, воспитания высоких моральных качеств, поддержания физического и духовного здоровья. В минувшее столетие обрели славу такие мастера каллиграфии и граверы печатей, как Юй Южэнь (1878— 1964 гг.). Ци Байши (1864 — 1957 гг.). Чжао Пучу (1907 — 2000) и Ци Гун (р. в 1912 г.). Уроки каллиграфии, на которых иероглифы пишут кистью, и сегодня входят в учебные программы китайских школ.

 

Кроме того, когда в Китае пишут перьевой или шариковой ручкой, то применяют технику традиционной каллиграфии, наслаждаясь ее уникальной пространственной организацией и очарованием. Так появилась т.н. каллиграфия «твердого пера», которая сопоставима с традиционной каллиграфии «мягкой кисти»

 

Живопись

 


Традиционная китайская живопись называется «гохуа». Художники кистью, тушью и красками рисуют на шелке или бумаге, которые наклеиваются на подкладку, обычно из тонкого картона, а затем сворачиваются в свитки. Особое внимание обращают на то. чтобы штрихи были текучими и выразительными, в этом ощущается глубокое влияние каллиграфии.

 

Ведь традиционная живопись и каллиграфия используют почти одни и те же инструменты, а также во многом совпадающую технику штриха. На протяжении длительного времени художники, исповедующие свободный стиль «сеи» («выражение сути»), предпочитали запечатлевать изображаемый объект минимальным количеством линий и стремились прежде всего выразить внутреннюю сущность на основе внешнего сходства. И сегодня изучение техники традиционной китайской живописи включает в себя копирование штрихов.

 

Ранняя китайская живопись носила в основном религиозный характер, однако в ней чувствовалось дыхание реальной жизни, и главным объектом изображения зачастую выступал человек. С 7-го века н.э. на живопись стали оказывать влияние философские идеи: воспевая гармонию и единство человека и природы, стремясь сбросить узы конкретной образности, художники обращались к символическим темам для отражения своего внутреннего мира. Так от жанра религиозного портрета художники постепенно перешли к ландшафтной живописи, то есть к изображению пейзажей в стиле «горы и воды», а также в стиле «цветы и птицы».

 

Вслед за этим изменением тематического содержания все больше и больше художников проявляли себя и как прекрасные каллиграфы, и как замечательные живописцы. Надписи на картинах, которые стали делать авторы, соединили каллиграфию и живопись. Надписи обозначали тему произведения, их поэтический язык и красота иероглифических знаков усиливали очарование картин. Художники древнего Китая считали, что не стоит буквально следовать натуральному цвету изображаемого объекта и что для рисунка бамбука, например, вполне достаточно одной лишь черной туши.

 

Вследствие этого цветовая гамма все больше и больше ограничивалась и сводилась к одному-единственному — черному цвету, а рисунки тушью в полной мере воплотили возможность добиться эффекта радужности и красочности лишь с помощью кисти, туши и воды. Разорвав оковы цветового реализма, художники обрели еще больший творческий простор.

 

Начиная с эпохи Тан (618 — 907 гг.) и Сун (960 — 1276 гг.). пейзаж стал одним из главных жанров китайской живописи. В отличие от западной живописи с ее «фокусной перспективой», когда художник изображает объект только под одним углом зрения, китайские пейзажисты применяют технику «многоплановой перспективы», чтобы передать многообразие ландшафта. Эти картины в виде длинных горизонтальных или вертикальных свитков обычно под разным углом изображают тянущиеся непрерывной чередой горы и реки, или же протяженную городскую улицу, позволяя зрителю насладиться видом, который нельзя было бы разглядеть лишь под одним углом зрения.

 

Идеи и методы западного искусства влияли на современную китайскую живопись, стали происходить изменения и в традиционной живописи «гохуа», придавшие ей новые жизненные силы. Примером может служить творчество художника Сюй Бэйхуна (1895 — 1953 гг.). В то же время значительное влияние на современные формы «гохуа» оказало реалистическое направление, передававшее дыхание народной жизни. Одновременно с реформой «гохуа» китайские художники, объединив творческий дух китайского и западного искусства, создали масляную живопись, которая несет характерные особенности китайского традиционного искусства. Виды рек и озер южного Китая кисти художника У Гуаньчжуна (р. в 1919 г.) доносят до современного ценителя живописи свежую прелесть классики.

 

Скульптура


«Скульптура — это начало всех начал в искусстве». — говорят в Китае. В самом деле, обнаруженные археологами нефритовые статуэтки, керамические фигурки девушек, а также глиняные скульптуры и изваяния животных относятся еще к эпохе неолита. По мере развития и усиления государства величественный дух его культуры озарял также искусство скульптуры. Внушительная подземная армия терракотовых воинов императора Цинь Шихуана. обнаруженная в провинции Шэньси, так же как грандиозные, исполненные величия скульптуры Будды в храмовых пещерах Юньган (провинция Шаньси) и Лунмэнь (провинция Хэнань). во всем блеске демонстрируют миру традиции китайского скульптурного искусства.

 

Армия терракотовых воинов ,обнаруженная в земле рядом с могилой Цинь Шихуана. первого императора Циньской династии, свидетельствует о достижениях древней китайской скульптуры. Статуи воинов поражают разнообразием, лица — словно живые, с тонко обозначенными чертами, у каждого свое выражение, свой характер. Совершенно очевидно, что такое богатство изобразительных приемов могло быть делом рук лишь множества талантливых скульпторов- самородков из народа.


Вершиной традиционного искусства китайской скульптуры являются изваяния, вырубленные в скалах и находящиеся в буддийских храмах. Как правило, они отличаются тщательнопроработанными линиями одежды, что позволяет мастерски запечатлеть форму тела и придать композиции динамику. Китайские скульпторы создали сияющий добротой образ Гуаньинь. буддийской богини милосердия. Ее одеяния гармоничны, а облик дышит безграничной чистотой и изящной прелестью, сравнимой с красотой Сикстинской Мадонны Рафаэля.

 

Начиная с 20-го столетия, творческие идеи и методы китайской скульптуры непрерывно развиваются. Монумент памяти народных героев на площади Тяньаньмэнь стал образцовым произведением современного скульптурного искусства Китая. Основание стелы украшено десятью барельефами, каждый из которых отражает определенное историческое событие. Сами по себе они являются самостоятельными законченными произведениями искусства, а взятые вместе, создают обобщенный образ истории китайской революции нового времени.

 

 

Яндекс.Метрика